Времен связующая нить -ngk-muzeum

Перейти к контенту

Главное меню:

Времен связующая нить

Экспозиция
3 июля 1944 г. территория Беларуси освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Белорусскому народу предстоит решить много проблем: восстановить разрушенное войной народное хозяйство, восстановить из пепла города и деревни,  работу сельского хозяйства. В этот сложный для страны период решается ещё одна, не менее важная задача – организация деятельности народного образования. В городах и селах возобновляют работу школы, открываются учебные заведения. В этот период особо остро чувствуется нехватка педагогических кадров.
Постановлением Барановичского Обкома КП/б/Б и Облисполкома от 24.09.1944 года было решено открыть педучилище в городе Несвиже.
Фашисты сильно разрушили город. Из школьных зданий уцелело только два, которые отдали педагогическому училищу.
Большие трудности возникли в связи с расквартированием педучилища: необходимо было разместить классы, обеспечить учащихся и учителей квартирами. Райком партии и Райисполком приняли меры к тому, чтобы создать необходимые условия для работы , 
и своим решением передали педучилищу четыре дома, которые расположены на окраине города. 
Первым директором Несвижского педагогического училища стал Савченко Артём Петрович. Завучем Несвижского педагогического училища стал Провашинский А.Е.
 Остро ощущался недостаток в преподавательских кадрах. Работу в педучилище начали с тремя преподавателями. В числе первых был Погоцкий Казимир Иосифович. Через районные газеты и объявления дирекция педучилища уведомила о первом наборе. За две недели – до 20 октября 1944 года поступило 17 заявлений, но через несколько дней несколько человек пришли за документами, т.к. не представляли, каких специалистов готовит педучилище.
После этого ряд преподавателей разъехались в ближайшие школы с целью проведения разъяснительной работы по набору в педучилище. Через несколько дней положение с набором улучшилось. В первых числах ноября было зачислено во все три класса 227 человек.
Учебные классы наполнились шумными, весёлыми голосами. Сюда пришли юноши и девушки из окрестных деревень и хуторов, их не испугало осеннее бездорожье. У них было одно желание – взяться за книгу, овладеть знаниями, чтобы быть полезным своей Родине.
Несмотря на трудности, к 12 ноября набор и размещение учащихся были закончены, организована столовая, а через день начались первые занятия в педучилище.
Большие трудности переживало учреждение и в хозяйственном отношении: не было ламп, инвентаря для работы, постельных принадлежностей.
Но молодёжь, которая пришла учиться не испугалась трудностей. С большим желанием, воодушевлением они взялись за овладение учительской профессией, хотя условия были нелёгкими: не хватало учебников, тетрадей, наглядных пособий, комнат для жилья.
В выходные дни многие пешком шли домой, к родителям за 20-30 км, чтобы принести чего-нибудь из еды. Молодость и желание приобрести знания преодолевали все трудности.
В 1945 году пополнился состав преподавателей. Пришли бывшие фронтовики - географ А. Е. Правошинский, историк С. А. Воронов, физик Б. А. Сосновский, преподаватели физкультуры В. С. Киселёв, В. А. Лисенков, языковеды В. И. Куликовская, Т. М. Марикова, Г. Л. Кругликов, А. Ф. Воронова, преподаватели музыки П. М. Косач, И. В. Троська.
Первый учебный 1944-1945 год приближался к концу. Радость победы нашего народа над фашистской Германией воодушевила учащихся: они начали работать с ещё  большим энтузиазмом. В 1945 году  был произведен первый выпуск в количестве 44 человек.
20 июня 1945 года педучилище перемещается в здание бывшего монастыря. Это облегчило работу. Занятия начали проводится в одну смену.
1945-1946 учебный год прошёл в лучших условиях. Штат преподавателей был полностью укомплектован.
В 1946-1947 учебном году были получены учебники. Был организован педкабинет, военно-физкультурный кабинет, кабинет физических приборов. 
Педучилище переведено на 4-х летнее обучение. Жизнь постепенно налаживалась. Большая работа проведена на пришкольном участке, по озеленению территории.
Проводится воспитательная работа в духе советского патриотизма: семинары, собеседования, читаются доклады, проводятся политинформации, просмотр кинокартин, выпускаются стенгазеты, проводятся вечера для учащихся; созданы  литературный, краеведческий, музыкальный, драматический, хоровой кружки. Активно работает комсомольская организация.
Новой вехой, ступенькой в организации и деятельности укрепления дисциплины педагогического училища, стало принятие основного нормативного документа «Устава Несвижского педагогического училища» (Фонд 2582, № 17) – 17.02.1949г.
Для чёткой организации деятельности педагогического училища был создан  педагогический совет, который обсуждает планы работы училища, итоги успеваемости учащихся, состояние и результаты педагогической практики, состояние дисциплины и идейно-политического воспитания учащихся, планы работ и отчеты отделений и предметных комиссий, работу учебно-вспомогательных учреждений, а также вопросы повышения квалификации преподавателей и других работников.
Хорошо отлаженная система организации и контроля давала свои плоды. Учащиеся получали достаточно знаний и навыков, чтобы работать самостоятельно. Этому они учились в стенах педагогического училища. Рос авторитет учебного заведения, ведь оно носило имя Якуба Коласа, присвоенное ему 3 марта 1946 г.
Большая работа проводилась среди учащихся по эстетическому воспитанию. Вечера художественной самодеятельности, доклады учащихся на различные темы, просмотр кинокартин, литературные вечера – всё это прививало любовь учащихся к книге, песне, искусству.
В педагогическом училище работают литературные кружки, которыми  руководит П.К.Пронузо. Молодые таланты представляют на суд товарищей свои произведения.
6 октября 1950 г. директором педагогического училища назначен Провашинский А.Е. вместо умершего Савченко А.П. 
Функции учебного заведения не ограничиваются подготовкой учителей в стенах учебного заведения. Оно интересуется ещё и тем, насколько работа его выпускников соответствует требованиям жизни, какие проблемы решаются ими в их воспитательной работе. Это помогает учебному заведению улучшить подготовку учителей, потому что недостатки его выпускников – это пробелы в учебно-воспитательной работе учреждения.
Несвижское педагогическое училище действовало, готовило кадры для страны, расширялось.
В 1956 году был построен новый учебный корпус, в котором создавались благоприятные условия для подготовки учителей начальных классов.
Педагогическое училище функционировало 12 лет. За этот период было подготовлено более 1000 учителей.  
Но  в  этом  же,  1956 году, Несвижское педагогическое училище имени Якуба Коласа было закрыто.
Личные дела учащихся, в количестве 249, были переданы в июле 1956 г.  директору Пинского педагогического училища имени А.С. Пушкина. Восемнадцать  личных дел было отдано на рукиЗдесь была открыта школа-интернат.
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню